В целях сохранения психологического здоровья и обеспечения полноценного психологического и социального развития обучающихся в ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» создана социально-психологическая служба в составе педагога-психолога, социального педагога, учителей - логопедов, учителя-дефектолога, тьютора, которые оказывают социально-психологическую помощь в решении проблем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, сопровождают ребёнка начиная с 1-го класса.
При организации образовательной деятельности в школе создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специальных педагогических подходов и методов, различных образовательных технологий. Коррекция интеллектуальных нарушений и связанных с ним особенностей развития обучающихся осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях.
Для коррекции и развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка с учетом его компенсаторных возможностей проводятся:
- занятия психолога;
- логопедические занятия;
- ритмика;
- занятия дефектолога;
- основы социальной жизни (уроки и практические занятия);
- уроки речевой практики.
На логопедических занятиях
На занятиях психолога, дефектолога
Для выявления характера и причин отклонений в развитии школьников, в целях их коррекции функционирует школьный психолого-педагогический консилиум (ШППк).
Психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.
Задачи консилиума:
- Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
- Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.
- Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
- Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
На заседании школьного консилиума
В школе функционирует система работы по оказанию психолого-педагогической помощи воспитанникам и их родителям (законным представителям). Разработан и реализуется план психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с которым проводятся мероприятия как для обучающихся, так и для родителей (законных представителей).
Система оценки достижений планиремых результатов обучающимися включает в себя:
- мониторинг базовых учебных действий,
- дневник педагогических наблюдений ( заводится на каждого ребенка),
- портфолио класса,
- карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (заводится на каждого ребенка);
- оценка личностных результатов обучающихся,
- мониторинг уровня воспитанности,
- оценка достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, здорового образа жизни,
- оценка результатов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся,
- оценка результатов внеурочной деятельности.
Основная цель школы: подготовить выпускника к самостоятельной жизни, максимально облегчить его социально-трудовую адаптацию. Поэтому весь образовательно-воспитательный процесс школы направлен на коррекцию отклонений в развитии детей с недостатками интеллекта средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной и воспитательной работы, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.